"Имеются факты отсутствия должного контроля в сфере градостроительства со стороны комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства промышленности и строительства, а также акиматов. В результате земли и разрешения на строительство выдаются без учета мнения граждан, возможностей инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Манипуляции акимата и строительных компаний приводят к бессистемной застройке городов, деградации городской среды, зеленых зон, ухудшению качества жизни населения. Указанные действия местных исполнительных органов порождают консолидацию протестного настроения граждан", – сказал он. 


Согласно высказыванию сенатора, акиматы часто нарушают законодательство о земельных отношениях при выделении земельных участков, а также при разработке генеральных планов и детальных проектов планировки.


"Согласно статье 109 Земельного кодекса, все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генпланами и проектами детальной планировки. Однако в городах Алматы, Астане, Актау, Атырау, Караганде, Кокшетау, Кызылорде, Павлодаре, Талдыкоргане, Таразе, Усть-Каменогорске и Шымкенте имеется 1 тыс. фактов незаконного изменения целевого назначения земельных участков и корректировок проектов детальной планировки в нарушение генплана. В этих регионах необоснованно исключаются объекты социального назначения, при этом вопрос дефицита ученических мест и больничных коек постоянно обсуждается в обществе", – продолжил депутат.


Для справки, в Алматы нехватка более чем в 26 тысяч учебных мест в школах и свыше 42 тысяч мест в дошкольных учреждениях. В Астане также отмечается дефицит в 25 тысяч ученических мест в школах и 46 тысяч мест в дошкольных организациях.


Сенатор также выделяет неэффективную систему градостроительного планирования в городах как еще один недостаток в деятельности акиматов.


"На сегодня генпланы городов устарели и не отвечают реалиям нынешнего времени, не учитывают демографию, теплоснабжение населения и другое. В частности, главный документ столицы от 2001 года (утвержден постановлением правительства №1064), рассчитанный на 1,2 млн человек, на сегодня неактуален. Он не позволяет эффективно планировать застройку города, население которого уже достигло 1,5 млн человек. Все это приводит к дефициту тепловой мощности, существенной нагрузке на коммунальные сети и объекты социального назначения. Примером тому является ситуация в жилых домах ЖК "Budapest", "Madrid" и других, вызвавшая в прошлом году резонанс среди общественности. В то время жители остались без отопления перед зимними холодами. В городе Алматы сроки генплана 2002 года истекли еще в 2020 году. Новый проект так и не утвержден", - подчеркнул Лукин.


Кроме того, он утверждает, что не учтены сейсмологические риски, такие как наличие пунктов приема пищи и безопасных мест в случае землетрясений, а также близкое расположение автозаправочных станций к горным районам и другие проблемы. Аналогичные ситуации с градостроительством наблюдаются в Актау, Караганде и Шымкенте.


В общей сложности, по его утверждению, имеющиеся факты указывают на недостаточные усилия со стороны Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства и акиматов.


Он предложил правительству усилить систему контроля за градостроительством, включая создание "единого окна" для согласования и контроля всех процедур, начиная с получения земельного участка и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию, с целью увеличения прозрачности строительных процессов.


Предлагается также пересмотреть передачу полномочий территориальных органов ГАСК в пользу комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, провести комплексную градостроительную экспертизу проектов генеральных планов городов республиканского значения, столицы, городов областного значения с последующей актуализацией, а также прекратить незаконную корректировку ПДП, изменение целевого назначения земельных участков и выдачу разрешительных документов, не соответствующих генеральным планам населенных пунктов.