Жители крупных городов Казахстана, особенно Алматы, с наступлением холодов столкнулись с резким ростом коммунальных тарифов. В январе и феврале суммы в квитанциях заметно увеличились, вызвав недовольство горожан. Хотя зимой тарифы традиционно корректируются в зависимости от температуры и месяца, в этом году скачок оказался особенно ощутимым. Причина – не только сезонные изменения, но и реализация программы «Тариф в обмен на инвестиции».

Так, в январе 2025 года по сравнению с декабрем 2024-го тариф на отопление увеличился почти на 25%, а в феврале – еще на 15% (на примере квартиры в Алматы площадью 33 кв. м). Стоимость горячей воды выросла на 10% в январе и на 4% в феврале. Наибольшее подорожание коснулось холодной воды – тариф почти удвоился, увеличившись с 3725 до 6652 тенге, а в феврале достиг 9269 тенге.

Министерство национальной экономики и местные регуляторы предупреждают, что рост тарифов продолжится, в частности, на холодную воду в феврале. Официальное обоснование – расходы на модернизацию и содержание коммунальной инфраструктуры.

13 февраля аким Алматы Ерболат Досаев на встрече с жителями прокомментировал ситуацию с подорожанием коммунальных услуг. Он заверил, что «катастрофичного повышения тарифа на воду не было», а рост объясняется новой дифференцированной системой потребления, направленной на рациональное использование ресурсов. По его словам, водные запасы города остаются достаточными, но требуют экономного расходования. Также предусмотрены компенсации для социально уязвимых слоев населения, а пенсионеры могут обратиться за поддержкой в управление занятости.

Чтобы разобраться в обоснованности роста тарифов, мы обратились к экспертам. Руководитель организации по защите прав потребителей и член «Гражданского совета по тарифам» Светлана Дружинина пояснила, что поставщик холодной воды «Алматы Су» уже долгое время остается убыточным. Дефицит средств частично покрывается акиматом и учредителем. По словам эксперта, ключевые причины убытков – неэффективное управление, случаи коррупции и искусственно заниженные тарифы. Утвержденное повышение тарифов, по данным департамента комитета регулирования естественных монополий (КРЕМ), не имело оснований для отклонения.

Она также добавила: «Избежать такого резкого повышения можно, установив индивидуальный прибор учета (ипу) для водосбережения, тем самым ненормативные потери монополист переложить на плечи потребителя не сможет. Что касается самих тарифов, то они обоснованы, так как долгое время у КРЕМ был негласный указ сдерживать тариф для населения по всей республике. Теперь мы видим последствия недополучения средств тепловиками. Касательно Алматы - ДКРЕМ всегда не включал амортизацию в полном объеме для "АлТС" (теплопередающая организация) и "АТКЭ" (тепловырабатывающая организация-котельные) в полном объеме, ссылаясь на отсутствие подтверждающих документов, однако подтвердить это ДКРЕМ не смог. Всю нагрузку на тариф перекладывали на тарифы для малого и среднего бизнеса. Постепенно мы уходим от перекрестного субсидирования, тем самым выравнивая тариф для физических лиц и МСБ».

Однако реализация программы «Тариф в обмен на инвестиции» вызывает сомнения. По словам Дружининой, нет доказательств реальной замены инженерных сетей, а экспертизы проводятся без выезда на место. Решения по утверждению тарифов принимает Министерство энергетики на основе договоров с монополистами. Ранее, когда тарифы уже повышались вдвое, средства не были направлены на модернизацию, а компании вывели их через дивиденды. Никто не понес ответственности, а тарифы так и не снизились.

Рост тарифов продолжится. Программа рассчитана до 2029 года, когда тарифы достигнут рыночного уровня, исключив необходимость субсидирования отрасли.

«Малый и средний бизнес не должен платить больше физлиц, так как они все равно эту переплату переложат в цену. Сэкономив на тарифах, мы переплатим за товары и услуги. Что касается поддержки населения для оплаты возросших тарифов, то помощь государства должна быть расширена как по категориям, так и по сумме», – подчеркнула эксперт.

Экономист Марат Абдурахманов также критически оценил ситуацию, отметив, что монополисты не выполнили целевые показатели. В отчетах заявляется, что средства идут на модернизацию, но механизм общественного контроля за этими инвестициями отсутствует, что вызывает сомнения.

«Думаю, в ближайшем будущем вырастут тарифы на электроэнергию. Озвучены пределы повышения тарифов от 15 до 25 процентов. Социальные стандарты, утвержденные законом о госбюджете на 2025 год, не предусматривают такой рост тарифов. Это означает, что как минимум 10-15 процентов граждан не смогут оплачивать эти счета. Тарифы хотят привязать к инфляции. После девальвации в 20 процентов в прошлом году и роста инфляционных ожиданий этого года повышение тарифов не будет неожиданностью для всех», – отметил Абдурахманов.

По его мнению, необходимо разрабатывать тарифную политику с учетом интересов общества и государства, а также усиливать общественный контроль за деятельностью монополистов. Еще в 2021 году региональный совет при ДКРЕМ Алматы представил подобные предложения, но они остались без ответа.

В конце января президент Касым-Жомарт Токаев поручил пересмотреть тарифную политику в сфере коммунальных услуг, потребовав внедрения новых стандартов работы энергетических и коммунальных предприятий.

Ранее стало известно, что с 1 февраля в Алматы повысились тарифы на услуги «Алматы Су». Министерство экономики также подтверждает, что в дальнейшем коммунальные тарифы по Казахстану будут расти.