Внеплановую проверку в отношении использования средств, которые были выделены из республиканского бюджета и за счет займа на строительство, ремонт, реконструкцию, содержание республиканских дорог с 2012 по 2021 год, проводят в Казахстане, передает inbusiness.kz.
Как сообщает премьер-министр РК Алихан Смаилов в ответе на запрос сенаторов, этой работой занимаются Генеральная прокуратура совместно с министерством индустрии и инфраструктурного развития РК. Кроме того, проверку по освоению средств республиканского бюджета за 2019-2021 годы и первую половину 2022-го ведет счетный комитет. Информацию по их результатам обещают направить в сенат в декабре текущего года.
Просроченный ремонт
В конце сентября текущего года по инициативе сенатора Султана Дюсембинова несколько депутатов направили запрос в адрес премьера по поводу низкого качества ремонтных работ на автодорогах страны со стороны подрядчиков, нехватки квалифицированных специалистов, необходимой техники и рабочих в дорожной сфере. По их информации, капитальный ремонт на автодорогах просрочен на 2-3 года, техника зачастую простаивает. В качестве таких печальных примеров они приводят дороги Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск, Ушарал – Достык, Караганда – Алматы, Сарыозек – Коктал, Кокпек – Кеген – граница Кыргызстана.
Это, по словам сенаторов, произошло из-за затягивания конкурсных процедур по ремонту дорог, несвоевременного выделения средств, отсутствия системного надзора и контроля за ходом ремонтных работ, техническим состоянием дорог. Они считают, что контроля со стороны Национального центра качества дорожных активов сейчас явно недостаточно.
"В настоящее время никто не проверяет, есть ли у субъектов, участвующих в дорожно-ремонтных работах, соответствующая техника и специалисты, – написали сенаторы. – Поэтому выигравшие конкурс генподрядные компании передают свои обязательства третьим лицам, что в конечном итоге затрудняет поиск ответственных".
Число аварий растет
Низкое качество дорог является прямой причиной ежегодного роста показателей ДТП, утверждают авторы депутатского запроса. Они приводят статистику управления полиции Жетысуской области, по которой в 2020 году на республиканских автодорогах произошло 144 дорожно-транспортных происшествия. В них погибли 48 человек, 223 человека получили ранения. За 2021 год произошло уже 186 ДТП. Погибших в них – 76 человек, раненых – 368. За 7 месяцев 2022 года в 105 дорожно-транспортных происшествиях погибло 45 человек, пострадало 157 человек.
По информации сенаторов, согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2018 год, Казахстан, который "ежегодно тратит сотни миллиардов долларов на ремонтные работы", по качеству дорог занимает 106-е место из 140 стран.
Специалистов станет больше?
В ответе на запрос Алихан Смаилов фактически признал недостаточный контроль за качеством строительно-дорожных работ. Он отметил, что Национальный центр качества дорожных активов проводит экспертизы качества дорожно-строительных работ местной сети только по заявке местных исполнительных органов. На некоторых объектах экспертиза проходит один раз в месяц, а то и в строительный сезон. Конечно, это не позволяет сделать полноценный охват качественных параметров проводимых работ, соглашается премьер-министр. По его данным, в связи с этим в законопроекте "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам транспорта", который сейчас находится на рассмотрении в сенате, предусмотрели поправки в части обязательного прохождения ведомственной экспертизы и экспертизы качества при реализации проектов по ремонту дорог населенных пунктов.
Во всех регионах страны наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров в автодорожной отрасли, отмечается в ответе на запрос сенаторов. Хотя 9 вузов и 6 средних учебных заведений Казахстана ежегодно выпускают 1,7 тыс. специалистов-автодорожников, этого количества явно недостаточно. Правительство намерено решить кадровый вопрос за счет создания отраслевого высшего учебного заведения на базе действующих технических вузов, с возможностью привлечения отраслевых организаций в учебный процесс и производственную практику. Это необходимо для повышения качества образования студентов автодорожной отрасли. В планах – выделение отдельных специализаций: "Строительство автомобильных дорог и аэродромов", "Строительство железных дорог", "Строительство промышленно-гражданских объектов" – из общей специальности 6В073 "Архитектура и строительство".
Что касается госзакупок на ремонт и строительство дорог, то сейчас, по данным Алихана Смаилова, в Казахстане прорабатывают вопрос применения EPC-контракта. Расчет на то, что этот вид контракта оптимизирует проведение конкурсных процедур на разработку ПСД, выполнение строительных работ, средний и текущий ремонт дорог, а также их содержание. Говоря иначе, на все этапы работ собираются проводить лишь один конкурс.
Комментарии