Чиновники подчеркнули, что при разработке проекта кодекса приоритетом для Министерства было создание комфортной и безопасной среды для жизни и работы людей, обеспечение устойчивого развития населенных пунктов и гарантированное качество строительства. Они отметили, что основной целью бизнеса является получение прибыли и снижение государственного регулирования.

Министерство также сообщило, что в рамках выполнения указания Президента был проведен анализ законодательства других стран в сфере строительства с целью усвоения положительного опыта кодификации различных нормативных актов. Они также отметили, что проект Строительного кодекса содержит ряд нововведений, включая:

  • внедрение единого цифрового реестра с сертификацией специалистов;

  • пересмотр всех выданных разрешений;

  • новые меры оперативного контроля за строительством;

  • установление ответственности лиц, принимающих решения о застройке;

  • усиление общественного контроля при планировании и застройке;

  • внедрение информационного моделирования;

  • учет особенностей строительства в сейсмических зонах;

  • введение плановых инспекций и участие государства в приемке объектов в эксплуатацию;

  • увеличение гарантийных сроков и т. д.

«Все указанные новые подходы направлены на формирование полноценной среды обитания и жизнедеятельности человека и устойчивое развитие населённых пунктов. Следовательно, проект Строительного кодекса как раз таки отвечает требованиям времени и потребностям отрасли», – заключили в министерстве промышленности и строительства.

С 2015 года лишь 20% экспертизы проводится государственными организациями, против 80% в конкурентной среде. Постепенно эта доля увеличивалась: в 2016 году – 38%, в 2017 – 65%, в 2018 – 73%, в 2019 – 76%, в период с 2020 по 2022 годы – 80%, а в 2023 году – 86%. Однако, только 14% экспертизы входят в компетенцию государственной экспертной организации, включая уникальные и стратегически важные проекты, подвергающиеся угрозе техногенных и экологических бедствий с возможным воздействием на здоровье и жизнь людей. Учитывая это и последние события в мире, правительство Казахстана решило закрепить за государством монополию на экспертизу проектов, связанных с безопасностью жизни людей, в соответствии с поручениями Президента, Правительства и аудитом Высшей аудиторской палаты. Государство имеет право ограничивать конкуренцию в сферах, где это может негативно повлиять на общественные интересы, и для обеспечения должного контроля, правительство Казахстана завершило реализацию программы «47 шагов». После принятия Строительного кодекса объемы экспертизы проектов строительства будут пересмотрены и утверждены соответствующими нормативными актами.

В рамках разработки законопроекта были организованы более 40 встреч с представителями различных организаций и учебных заведений, включая НПП РК «Атамекен». В различных регионах страны проводились выездные встречи, а также международные конференции и форумы, посвященные основам нового Строительного кодекса. Проект кодекса был опубликован на официальном сайте Министерства, а после учета замечаний и предложений заинтересованных сторон был пересмотрен и представлен для обсуждения на портале «Открытые НПА». НПП «Атамекен» представила 108 позиций по проекту, из которых было принято 34, частично принято 20, и не принято 54. 

Важно отметить, что некоторые предложения не содержат концептуально новых изменений или дополнений, ограничиваясь лишь корректировками редакционного характера.

Также, в процессе общественного обсуждения проекта Строительного кодекса были учтены предложения и замечания непосредственно от представителей бизнес-сообщества, включая:

  • Евразийская промышленная Ассоциация (ЕПА) предоставила 24 предложения и замечания, из которых 19 были учтены;

  • Ассоциация застройщиков Казахстана предоставила 6 предложений и замечаний, из которых 4 были приняты;

  • Палата экспертных организаций представила 35 предложений и замечаний, из которых 16 были учтены;

  • Союз Строителей Казахстана предоставил 8 предложений и замечаний, из которых 5 были приняты;

  • Ассоциация служб технического надзора в Казахстане представила 9 предложений и замечаний, из которых 6 были учтены;

  • Казахстанская ассоциация строительной отрасли предоставила 20 предложений и замечаний, из которых 18 были учтены.

Проект Строительного кодекса успешно прошел экономическую, антикоррупционную и правовую экспертизы, включая экспертизу Палаты. С момента получения заключения экспертизы Палаты проект Кодекса был изменен, учитывая замечания, представленные государственными органами.