В Алматы начинается корректировка генерального плана, который задаст новые рамки развития мегаполиса и изменит подход к застройке сразу в нескольких территориях. Как сообщил на брифинге заместитель акима города Бейбут Шаханов, обновлённый документ станет основой для новой градостроительной политики.
По словам Бейбута Шаханова, ключевым направлением корректировки станет полный запрет на строительство многоквартирных домов и точечной застройки в верхней части города. Ограничение, по замыслу властей, должно снизить нагрузку на экосистему и улучшить качество среды. Исключение останется только для объектов социальной инфраструктуры и туризма, если они предусмотрены генпланом.
Он напомнил, что после присоединения земель Алматинской области в предгорьях появились 29 микрорайонов с населением более 170 тысяч человек, но эти территории развивались без комплексной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
«Как вам известно, после присоединения земель Алматинской области в предгорьях города Алматы создано 29 микрорайонов с численностью более 170 тысяч человек. Присоединенные территории развивались без сопутствующего комплексного развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. Принятые ранее меры по ограничению этажности, запрету строительства на крутых склонах, а также запрету среза склонов частично снизили нагрузку, но тем не менее окончательно не решили проблему застройки в горной местности. В этой связи главой государства поручено установить запрет на застройку верхней части города», – отметил он.
Заместитель акима подчеркнул, что запрет стал одним из ключевых решений корректировки. Его цель — сохранить природный ландшафт, усилить экологическую устойчивость и минимизировать риски, связанные с освоением предгорий. За последние годы выросло число проектов, пытавшихся зайти в горную зону, что и привело к ужесточению правил.
«Решением маслихата Алматы от 29 октября 2025 года установлен запрет на строительство многоквартирных жилых домов, кроме объектов социальной инфраструктуры и туризма, на уплотняющую застройку, создающую дополнительную нагрузку на существующую социальную транспортную инженерную инфраструктуру. Также не допускается строительство бизнес-центров и офисов. Но стоит отметить, что объекты, ранее уже получившие разрешительные документы, будут завершены в установленном порядке», – добавил он.
При этом запрет не касается реконструкции, перепланировки, модернизации и капитального ремонта существующих зданий, если они остаются в пределах установленных параметров.
Отдельно Бейбут Шаханов отметил необходимость трансформации уже сформировавшихся районов. Для этого потребуются выкуп земель и снос отдельных строений, чтобы в кварталах наконец появилась необходимая инфраструктура — дороги, соцобъекты и нормальная транспортная связь. По данным акимата, в 2025 году выкуплено 994 участка: 26% — под объекты социальной инфраструктуры, 74% — под транспортные проекты.
«Выкуп производится по рыночной стоимости на основании независимой оценки. При несогласии с оценкой собственники всегда имеют право обжаловать это решение в суде», – сказал он.
На брифинге также подняли вопрос перегруженных территорий между Абая и Аль-Фараби, включая районы рядом с ТРЦ MEGA и ADK. Несмотря на активную застройку, там по-прежнему не хватает школ, медучреждений и соцобъектов. В этой связи в центральной и нижней части города планируется запуск реновации ветхого жилья: старые дома заменят новыми, а жителям предложат выбор — новое жильё или денежную компенсацию.
«Освоение будет только квартальное. Это значит, что застройщик должен учитывать весь периметр и сразу закладывать социальную инфраструктуру, а не строить точечно», – подчеркнул замакима.
Он добавил, что нагрузка на дороги, школы и детсады будет просчитываться заранее. В транспортном блоке генплана предусмотрены развитие легкорельсового транспорта, расширение сети метро и маршрутов общественного транспорта, чтобы разгрузить дороги и сократить время в пути.
Общественные слушания по обновлённому генплану пройдут 24–26 декабря в здании Института генплана.








Комментарии