На расширенном заседании правительства в феврале 2024 года президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что развитие инфраструктуры является одним из важнейших приоритетов государственной политики. Он подчеркнул необходимость ускорения темпов модернизации транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, а также эффективного использования государственных и частных инвестиций.

В числе ключевых задач было обозначено:

  • Улучшение логистики и транспортных коммуникаций;

  • Развитие возобновляемых источников энергии;

  • Создание комфортных условий для жизни граждан в отдалённых и сельских районах;

  • Повышение качества инфраструктурных проектов, соблюдение сроков их реализации и тщательный контроль за расходованием средств.

Правительством разработан и утверждён Национальный инфраструктурный план до 2029 года, включающий 204 проекта по четырём ключевым направлениям:

  1. Энергетическая инфраструктура (46 проектов): обеспечение надёжного энергоснабжения через модернизацию и строительство объектов, повышение уровня газификации.

  2. Транспортная инфраструктура (59 проектов): развитие коридоров, реконструкция дорог и модернизация железнодорожной сети.

  3. Инфраструктура водоснабжения и водоотведения (89 проектов): строительство и модернизация систем водоснабжения и очистки сточных вод.

  4. Цифровая инфраструктура (10 проектов): внедрение цифровых решений для мониторинга и управления.

Энергетическая инфраструктура: надёжность и устойчивость

2024 год стал важным этапом для энергетической отрасли Казахстана. В рамках программы Министерства энергетики "Развитие тепло-электроэнергетики" из бюджета выделено 52,7 млрд тенге (сумма подтверждена по оригиналу) на реализацию 14 проектов, из которых 6 касаются теплоснабжения и 8 — электроснабжения. На данный момент введены в эксплуатацию две подстанции 110/10 кВ в Уральске, что существенно повысило надёжность энергоснабжения региона.

Ключевые решения и инициативы:

  • Годовой лимит возвратных инвестиций увеличен с 32 млрд тенге до 428 млрд тенге (цифры подтверждены по оригиналу).

  • Выполнены капитальные ремонты на 9 энергоблоках, 53 котлах и 39 турбинах.

Президент подписал новый Закон "О теплоэнергетике" 8 июля 2024 года, который направлен на модернизацию теплоснабжения и улучшение качества услуг для населения.

Значимые проекты:

  • Строительство ветровой электростанции мощностью 1 ГВт в Жетысу при участии Acwa Power;

  • Реализация ВЭС в Жамбылской области мощностью 1 ГВт при поддержке Masdar;

  • Соглашения с КНР: строительство ветровых и солнечных электростанций общей мощностью 1,8 ГВт;

  • Совместные проекты с Катаром и Россией: строительство ТЭЦ в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске.

Транспортная инфраструктура: ключевые проекты

В 2024 году начались работы по ремонту и строительству 12 тыс. км дорог, из которых 7 тыс. км планируется завершить в текущем году.

Завершённые автодорожные проекты:

  1. Караганда – Алматы (879 км);

  2. Талдыкорган – Усть-Каменогорск (768 км);

  3. Актобе – Кандыагаш (96 км);

  4. Атырау – Астрахань (212 км).

Железнодорожная модернизация:

  • Ремонт 1401 км магистральных линий;

  • Обновление 143 пассажирских вагонов и 185 локомотивов;

  • Запуск маршрута "Алматы – Туркестан – Ташкент".

Строятся четыре железнодорожных проекта общей протяжённостью 1,3 тыс. км: "Достык – Мойынты", "Дарбаза – Мактаарал" и другие.

Воздушный и морской транспорт

  • Введены в эксплуатацию терминалы аэропортов Алматы (14 млн пассажиров в год) и Кызылорды (2 млн);

  • Ожидается открытие терминала в Шымкенте;

  • Строительство контейнерного хаба в порту Актау с мощностью 300 тыс. ДФЭ в год.

Зерновой терминал в Курык позволит хранить 28 тыс. тонн зерновых и обеспечит производительность 300 тонн в час.

Рост Транскаспийского маршрута (ТМТМ)

Пропускная способность ТМТМ увеличена до 6 млн тонн в год. За 11 месяцев 2024 года объём перевозок увеличился на 63% (цифры подтверждены по оригиналу).

Запуск Координационного центра сократит сроки доставки грузов между Европой и Азией до 15 дней.

Интеллектуальные транспортные системы

Уже установлено 45 автоматизированных станций измерения (АСИ) для контроля автотранспорта. К 2025 году их количество достигнет 220, что позволит эффективнее предотвращать перегрузки дорог.