Суть дела такова: в 2002 году житель Караганды согласился указать свою квартиру в качестве залога для того, чтобы его знакомый мог получить заем. Однако этот человек обманул владельца недвижимости, подложив ему на подпись доверенность на продажу квартиры.

Впоследствии знакомый продал квартиру за 100 тысяч тенге. Новый собственник приобрел недвижимость, но не торопился заселяться в неё или выселять прежних жильцов. В 2023 году новый владелец скончался, и квартира перешла его брату, а спустя полгода — сыну брата.

Все это время новые владельцы не пользовались недвижимостью, а прежний хозяин продолжал жить в квартире со своей семьёй и оплачивать коммунальные услуги.

«Узнав о сделках с его квартирой, он обратился в суд с иском к брату умершего покупателя и его сыну о признании договоров купли-продажи и дарения недействительными, указав на мнимость сделки. В суде достоверно установлено, что продавец квартиры не намеревался ее продавать, объявлений об этом не давал, стоимость ее в договоре занижена, квартира не передавалась покупателю, который при жизни не реализовал право на ее владение и пользование», — говорится в сообщении Верховного суда.

Кроме того, суд выяснил, что спорная квартира — единственное жильё истца.

Ответчик пытался доказать, что истец продолжает проживать в квартире на основании устной договорённости об аренде и выплачивает арендную плату, однако убедительных доказательств этому представлено не было.

В результате суд удовлетворил исковые требования, признав договоры купли-продажи и дарения недействительными. Решение суда уже вступило в законную силу.