В частности, начиная с 13 апреля 2024 года, вступает в силу новый пункт в приказе МИИР РК от 30 марта 2020 года «Об утверждении Методики расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также методики расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума», который затрагивает квалификационные требования к управляющему многоквартирным жилым домом.

Требования включают в себя:

  • Обладание средним профессиональным, высшим или послевузовским образованием по таким специальностям, как право, социальные науки, экономика и бизнес, гуманитарные науки, технические науки и технологии.

  • Знание действующего законодательства Республики Казахстан, включая Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, законы «О жилищных отношениях», «О естественных монополиях», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», а также другие нормативные правовые акты и акты государственных органов, регулирующие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую и жилищно-коммунальную деятельность.

  • Владение навыками оперативного принятия и реализации управленческих решений, планирования работы и контроля, ведения деловых переговоров, публичных выступлений, анализа и прогнозирования последствий принимаемых управленческих решений, организации работы по взаимодействию с государственными органами и поставщиками коммунальных услуг, практического применения нормативных правовых актов, разработки организационно-распорядительных документов, работы со служебными документами, владения компьютерной и другой организационной техникой, а также соответствие требованиям профессионального стандарта «Управление жилыми и нежилыми зданиями».

  • Прохождение обучения или самостоятельной подготовки и получение документа, подтверждающего квалификацию на осуществление функций по управлению объектом кондоминиума, выданного аккредитованной организацией в области оценки соответствия или в центрах, осуществляющих независимую сертификацию квалификации специалистов.

В новой редакции также представлена Методика расчета расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества этого объекта. Эта методика используется для определения затрат на управление объектом кондоминиума и обеспечение содержания его общего имущества, а также для учета расходов на поддержание парковочных мест, кладовок в соответствии с законодательством о жилищных отношениях.

На управление объектом кондоминиума включаются следующие расходы:

  • оплата труда (услуг) исполнительному органу за управление объектом кондоминиума;

  • оплата труда (услуг) за ведение бухгалтерского учета, статистической и налоговой отчетности;

  • обязательные платежи в бюджет (налоги, взносы, отчисления и другое);

  • банковские услуги;

  • оплата за расчетно-кассовое обслуживание;

  • расходы на содержание офиса (аренда, связь, интернет, канцелярские товары, оргтехника и ее содержание);

  • обязательное страхование работников от несчастных случаев;

  • оплата услуг за печать и обработку платежей по расходам на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также накопление за капитальный ремонт, целевой взнос;

  • расходы, связанные с принудительным взысканием задолженности (нотариальные услуги, услуги почты, государственная пошлина и другое).

На содержание общего имущества объекта кондоминиума включаются следующие расходы:

  • дератизация, дезинсекция, дезинфекция подвальных помещений, паркингов и других мест общего пользования объекта кондоминиума;

  • техническое обслуживание, локализация аварий общедомовых инженерных систем (отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, вентиляции) и оборудования объекта кондоминиума, за исключением случаев, когда надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию;

  • подготовка общедомовых инженерных систем и оборудований к сезонной эксплуатации (промывка, опрессовка, регулировка, наладка и другое);

  • обеспечение санитарного состояния мест общего пользования объекта кондоминиума (влажная уборка, подметание и мытье подъездов, подъездов, холлов, лестничных маршей, лестничных площадок, лифтовых кабин и другие санитарные мероприятия);

  • обеспечение санитарного состояния земельного участка придомовой территории объекта кондоминиума (озеленение (посадка, уход, снос, обрезка зеленых насаждений и газонов), санитарная очистка мусоропровода, очистка выгребных ям, уборка и побелка дворовых уборных, уборка листьев, снега и наледи, в том числе с крыши);

  • приобретение, установка, сервисное обслуживание и поверка общедомовых приборов учета, а также систем учета теплопотребления и элементов автоматизированных систем регулирования теплопотребления;

  • обеспечение безопасной эксплуатации опасных технических устройств, текущему ремонту и локализации аварийных случаев (обслуживание лифтов);

  • противопожарные мероприятия, включая содержание противопожарного оборудования, приобретение и зарядку, перезарядку огнетушителей, пожарных рукавов, осуществление специальных надписей, указателей, оформление планов и схем эвакуации, за исключением приобретения и установки систем пожаротушения;

  • содержание и техническое обслуживание слаботочных инженерных систем, состоящие из устройств сигнализации загазованности, задымления и затопления, систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования многоквартирного жилого дома, входящих в состав общего имущества объекта кондоминиума (домофонные системы и оборудование, видеонаблюдение), систем по оказанию услуг телефонной связи, телевидения и интернета, за исключением оборудования и кабеля, расположенного в квартире, нежилом помещении, кладовке;

  • текущий ремонт общего имущества объекта кондоминиума (на основании дефектного акта);

  • оплату коммунальных услуг на содержание общего имущества объекта кондоминиума;

  • установка домофонного оборудования;

  • хозяйственные расходы (приобретение инвентаря, оборудования и другое);

  • вывоз крупногабаритного мусора.


В случае наложения административного взыскания в виде штрафа на исполнительный орган, его оплата из средств, предусмотренных на управление и содержание объекта кондоминиума, запрещена.


Документ также предусматривает процедуру расчета расходов на управление и обслуживание объекта кондоминиума. В нем отмечается, что в расходы включается стоимость коммунальных услуг, использованных для поддержания общего имущества за определенный период, с последующим обновлением по фактическим показателям счетчиков. Если нет общедомовых счетчиков, стоимость коммунальных услуг рассчитывается по тарифам, установленным органами, отвечающими за естественные монополии, и нормативам потребления.

Размер оплаты за парковочное место и кладовку устанавливается на собрании, и он зависит от обслуживания парковки и других расходов на управление. На собрании собственников принимается решение об утверждении годовой сметы расходов на управление и содержание объекта кондоминиума. 

При утверждении сметы собственники учитывают базовую долю затрат: 

До 30% на управление и не менее 70% на содержание общего имущества;

При самостоятельном управлении доля затрат на управление может достигать до 40%, а на содержание общего имущества - до 60%. 


Приказ вступает в силу с 23 февраля 2024 года.