Дизайн-код определяет единые стандарты оформления городской среды, охватывая вывески, рекламные конструкции, элементы навигации, уличную мебель, нестационарные торговые объекты (НТО), ландшафтный дизайн, фасады зданий и временные ограждения.

Основные требования

При создании новых правил специалисты ориентировались на опыт крупных мировых городов, таких как Сеул, Прага, Мельбурн и Москва. Также учитывались рекомендации экспертов в областях туризма, ЖКХ, экологии, энергетики и инклюзии.

В рамках дизайн-кода была разработана специальная цветовая палитра, основанная на культурных традициях казахского народа. В неё вошли шесть ключевых цветов, часто встречающихся в казахских фразеологизмах и символизирующих мировосприятие: жёлтый, синий, зелёный, красный, коричневый, белый и чёрный.

Так, зелёный и синий рекомендованы в качестве основных цветов для городской навигации, красный и тёмно-красный используются для информационных табличек и объектов культурного наследия, а белый, светло-серый и чёрный предназначены для навигации в бизнес-зонах и новых районах.

Специальные правила распространяются на вывески, таблички, билборды и другие элементы наружной информации. Запрещено их хаотичное размещение, а также нанесение надписей и изображений непосредственно на фасады зданий. Вывески нельзя устанавливать на ограждениях, балконах, лоджиях и эркерах, а также перекрывать архитектурные детали, такие как карнизы, лепнина и пилястры.

Регламенты для городской инфраструктуры

Чтобы избежать визуального загрязнения пространства, на киосках разрешено размещать не более двух информационных панелей. Также запрещена реклама на боковых стенках остановочных павильонов со стороны движения транспорта, поскольку это может ограничивать обзор водителям.

В Алматы выделено пять типов городской застройки: советская, исторические центры, индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), новое строительство и смешанная застройка. Для каждого из этих типов установлены свои требования.

Особое внимание уделено вопросам инклюзивности. Например, указатели для слабовидящих граждан должны устанавливаться на высоте 1,5 метра с возможностью подхода на расстояние 0,08 метра. Текстовая информация на них дублируется шрифтом Брайля. Для людей с нарушениями слуха предлагается устанавливать световые маяки у входов в здания, меняющие информацию с определённой периодичностью.

Дополнительные требования разработаны также для НТО, велопарковок, парковочных зон, ландшафтного оформления, ограждений и фасадов.

Принципы озеленения

Среди основных подходов к озеленению города — восстановление и создание зелёных насаждений при строительстве или реконструкции пешеходных маршрутов, вдоль существующих и новых магистралей, на свободных от застройки участках, включая территории с техническим назначением. Особое внимание уделено озеленению парковок и автостоянок. Приоритет в посадках отдан ширококронным деревьям, которые помогают защитить город от перегрева и выводят загрязнённый воздух в верхние слои атмосферы.

Насколько бизнес готов к изменениям?

«Предприниматели Алматы в целом демонстрируют высокую степень готовности к выполнению новых требований дизайн-кода. С марта 2024 года подано около 160 заявок на согласование вывесок, что говорит о значительном интересе со стороны бизнеса. Многие собственники заведений на первых этажах зданий уже привели фасады в соответствие с требованиями, осознавая, что это не только выполняет нормы, но и делает их бизнес визуально более привлекательным», — сообщили в управлении урбанистики.

Тем, кто пока не адаптировался к новым требованиям, направлено 1 900 рекомендательных писем.

Как изменился город за год?

Прошёл год с момента вступления в силу дизайн-кода, и в Алматы активно возводятся новые жилые и коммерческие объекты. Однако в некоторых районах вывески и рекламные конструкции по-прежнему устанавливаются без учёта новых стандартов, что препятствует созданию единого визуального стиля.

Ранее в акимате пояснили, что внедрение новых правил будет постепенным, а переходный период рассчитан на 1,5 года, что даёт предпринимателям возможность адаптировать свои фасады под обновлённые требования.

Какой эффект даст дизайн-код?

Казахстанский архитектор, почётный член Королевского института британских архитекторов Нурлан Камитов считает, что бизнес пока находится в процессе адаптации:

«У них есть срок до сентября 2025 года, поэтому пока говорить о результатах рано. Тем более, это не быстрый процесс. Мы видим, что некоторые компании уже подбирают оформление своих зданий под общий стиль».

Он поддерживает внедрение новых правил, так как они формируют целостный архитектурный облик города, однако отмечает, что отсутствие чётких стандартов для новых жилых комплексов может создавать визуальный хаос.

«Это можно заметить, к примеру, и в новых кварталах Алматы, так как есть требования в целом по городу, но нет правил по локальному, или микро-дизайну. В итоге застройщики либо владельцы коммерческих помещений обычно оформляют все по своему усмотрению. То есть можно выполнить те же вывески в палитре и в том формате, что регламентируется кодом, но из-за отсутствия локального дизайна комплекса это может в целом выглядеть хаотично», — пояснил архитектор.

В качестве примера он привёл район Coral Gables в Майами, где дизайн-код регулирует всё вплоть до лестниц и обсуждается на градостроительном совете.

«Поэтому считаю важным, чтобы градостроительные советы в Казахстане расширили свои полномочия и включили в регламент не только проверку проектов на соответствие базовым нормативам, но также их оценку на соответствие требованиям дизайн-кода. Перспектива возможного отклонения проекта создала бы действенную мотивацию для проектировщиков учитывать требования дизайн-кода на ранних этапах разработки», — добавил он.

Влияние на будущее Алматы

Директор Центра урбанистики AlmaU Зарина Даулеткан считает, что положительные изменения в городской среде начались ещё до введения дизайн-кода.

«На данном этапе стоит задача оценить успешный опыт, полученный в рамках этих преобразований, и распространить его на другие районы города. Внедрение дизайн-кода или любых правил по созданию комфортной среды на законодательном уровне позволяет упростить и в какой-то степени ускорить процесс интеграции этих успешных кейсов в повседневную практику, особенно в удаленных от центра жилых районах Алматы,» — заметила она. — «Несмотря на то, что изменения есть, сегодня они незаметны обывателю, я думаю, городу потребуется еще какое-то время. В масштабах развития мегаполиса один год не является критичным сроком».

Она отмечает, что для успешной реализации необходимо не только усилить контроль со стороны властей, но и вовлекать общественность.

«Ключевым элементом успешной реализации является информирование и обучение всех участников процесса — предпринимателей, строителей и архитекторов, при чем еще на этапе получения профильного высшего образования. Это может включать проведение тренингов, консультаций и разъяснительных кампаний, образовательных программ, что поможет профессионалам правильно интерпретировать и применять такие инструменты, как дизайн-код в своей работе и повысит качество городской среды».

Алматы — комфортный город?

«С точки зрения доступности и качества городской жизни, Алматы пока не является самым комфортным городом. Однако он активно стремится к изменениям, и это положительный момент, но любые изменения должны иметь четкое обоснование и цель. В первую очередь, я бы обратила внимание на необходимость улучшения городского озеленения, особенно вдоль дорог и тротуаров. Также стоит обратить внимание на качество пешеходной инфраструктуры и общественного транспорта в комплексе, особенно с учетом того, как такая инфраструктура влияет на качество воздуха и здоровье горожан», — сказала Зарина Даулеткан.

Одним из примеров успешных изменений стал проект «Зелёные и безопасные улицы».

«В рамках этого проекта мы изучали влияние оптимизации городского пространства на улучшение качества воздуха. Одним из таких решений стало преобразование парковки на углу улиц Панфилова и Казыбек би в площадь выходного дня. Также был разработан проект создания доступного тротуара по улице Тургут Озала, где часть проезжей части была передана под пешеходную зону».

Несмотря на все изменения, городу предстоит ещё немало работы, чтобы достичь полной интеграции дизайн-кода в повседневную жизнь.