Подготовили для вас подробную инструкцию о том,  что нужно сделать после покупки жилья. 

  1. Оформить право собственности на недвижимость

По закону право собственности возникает только лишь после проведения государственной регистрации договора купли-продажи.

Существуют два варианта:

  •  самостоятельная регистрация через Центр обслуживания населения (ЦОН);

  •  электронная регистрация через портал eGov.kz, которую может выполнить только нотариус.

Для оформления через ЦОН потребуется подготовить следующие документы:

✓ заявление;

✓ удостоверение личности;

✓ составленный правоустанавливающий документ;

✓ квитанция об уплате госпошлины.

Электронная регистрация доступна по желанию собственника недвижимости сразу после заключения сделки и не требует подачи заявления. Процедура регистрации занимает от 1 до 3 рабочих дней. В конце выдается договор с отметкой о проведенной регистрации, либо о факте отказа или приостановления процесса.

Зарегистрировать право собственности можно в ускоренном режиме в течение нескольких часов. Эту процедуру также осуществляет нотариус.

  1. Регистрация по постоянному месту жительства (прописка)

Этот шаг необходим только в случае отсутствия официальной прописки. У граждан Республики Казахстан может быть любое количество недвижимости в собственности, и для получения прописки достаточно ее наличия в одной из них.

Если регистрация постоянного места жительства проводится впервые, вы можете обратиться в Центр обслуживания населения (ЦОН) или подать заявку через портал eGov.kz.

В ЦОНе потребуется предоставить:

  • Удостоверение личности владельца жилья и членов его семьи, включая свидетельства о рождении/паспорта детей старше 14 лет.

  • Сведения о владельце, подтверждающие основания права собственности на жилье, ЦОН получает из информационных систем.

  • При отсутствии владельца жилья письменное согласие на регистрацию и копию его удостоверения личности.

Услуга предоставляется бесплатно и оказывается в течение 30 минут с момента подачи необходимых документов.

Кстати, при смене места жительства специально сниматься с регистрации не требуется. При покупке нового жилья и прописке в нем, человек автоматически снимается с учета по предыдущему адресу в системе МВД.

  1. Обновите информацию в квитанциях о собственнике и количестве проживающих 

Для этого свяжитесь с управляющей компанией дома, кооперативом собственников квартир (КСК), объединением собственников имущества (ОСИ) или предприятием теплоснабжения, предоставляющим следующие услуги:

  •  по электроснабжению;

  •  по горячей воде и отоплению;

  •  по газоснабжению;

  •  по холодному водоснабжению и канализации;

  •  по вывозу мусора.

Контактные данные таких компаний можно найти в квитанциях за коммунальные услуги, у КСК, у управляющих компаний или в интернете.

Предоставьте следующие документы:

✓ оригинал и копию удостоверения личности собственника;

✓ документ, подтверждающий право собственности на жилье;

✓ технический паспорт на недвижимость;

✓ уведомление о государственной регистрации или справку об обременениях;

✓ информацию о зарегистрированных лицах (прописанных) в письменной форме.

Для частных домов потребуется переоформление договоров на предоставление услуг. Для этого, помимо указанных документов, предоставьте технические условия (отдельно на каждый вид услуг) и акты балансового разграничения. Запросите эти документы у продавца еще до совершения покупки жилья.

Процедура бесплатная. Срок выполнения — от 1 до 3 дней при личном обращении к поставщику услуг.

  1. Посетите КСК, управляющую компанию, ОСИ или ПТ для того, чтобы:

  •  проверить наличие задолженностей;

  •  получить контакты руководства и службы аварийной помощи;

  •  уточнить перечень услуг, предоставляемых по договору, и выяснить, какие виды ремонтных работ осуществляются бесплатно;

  •  ознакомиться с тарифами на предоставляемые услуги;

  •  выяснить, сдаются ли соседние квартиры в аренду, и получение контактов их собственников на случай возможных чрезвычайных ситуаций.

По желанию можно настоять на пересмотре договора с управляющей компанией, в котором будут четко определены права и обязанности как управляющей компании, так и собственника.

  1. Уточните наличие гарантий

Если квартира приобреталась на первичном рынке, застройщик предоставляет гарантию на 1 год на отделочные работы и материалы внутри квартиры, элементы благоустройства во дворе. Для инженерных коммуникаций срок гарантии составляет два года, а для каркаса здания — 70 лет. Важно уточнить ответственность за инженерные сети после истечения гарантийного срока.

Убедитесь, что у продавца есть документация на приобретенные вместе с недвижимостью технику и мебель, особенно если гарантийный срок обслуживания еще не истек. Это включает в себя техпаспорта на счетчики воды, электроэнергии и газа. Поддерживайте своевременную поверку и замену оборудования, чтобы избежать возможных штрафов.

После покупки жилья уточните контакты участкового инспектора, информацию о инженерных коммуникациях, таких как электропроводка, и не забудьте заменить замки на входной двери.