В Казахстане практически отсутствует кооперативное жильё, отметил депутат Магеррамов.

«Хотя в европейских странах доля кооперативного жилья составляет примерно 20 процентов. За счёт жилищных кооперативов в Индии успешно решаются проблемы строительства доступного жилья и имеются соответствующие государственные программы поддержки. В Турции после землетрясения за счёт жилищных кооперативов с участием в них предприятий по производству строительных материалов удалось построить новые дома для жителей, попавших в бедственное положение, также по себестоимости», — привёл примеры депутат в своём запросе.

По его словам, в Казахстане не работают эффективные механизмы поддержки и контроля жилищно-строительных кооперативов. Это приводит к появлению финансовых пирамид и подрывает доверие к самой идее кооперации. Кроме того, действующие правила в этой сфере ориентированы на интересы застройщиков, а не граждан. Пайщики лишены возможности управлять строительством через инжиниринговые компании по модели EPCM, чтобы получать жильё по себестоимости.

Также в стране нет арендных кооперативов и кооперативов с функцией накопления, которые могли бы повысить доступность жилья.

«В соответствии с инициативами Президента Республики Казахстан по повышению благосостояния населения и обеспечению доступным жильем обращаемся с предложением в Министерство промышленности и строительства РК о запуске пилотного проекта по строительству жилья посредством потребительских кооперативов с привлечением иностранных инвестиций зарубежных ассоциаций жилищных кооперативов и доработки правил для жилищно-строительных кооперативов с включением механизма EPCM-контрактов. Таким образом можно было бы ликвидировать очередь на получение социального жилья в течение 5 лет», — считает Магеррамов.

Он также предложил профильным ведомствам — Минтруда, Минторговли и АО «Байтерек» — изучить опыт Китая и Индии в развитии кооперативов по выпуску товаров первой необходимости. По его мнению, в программу «Экономика простых вещей» стоит добавить меры поддержки таких кооперативов, в том числе государственные гарантии для их развития.

«Также потребуется переосмыслить функции центров занятости и трудоустройства, которые должны дополнить свои функции по созданию кооперативов из числа нуждающихся в работе и обеспечить сбыт готовой продукции в сотрудничестве со сбытовыми сетями и онлайн-приложениями. Таким образом, в объявленный 2025 год Президентом Токаевым годом рабочих профессий можно было бы трудоустроить и повысить доходы временно безработных», — отметил депутат.