Аким Алматы Ерболат Досаев на прошлой неделе вынес на всеобщее обсуждение «Основные приоритеты Плана развития Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года». Документ «широко» обсуждался всего 4 дня онлайн. За это время жители города направили 1280 предложений и комментариев.
Эксперты Urban Forum Kazakhstan отметили, что аким Досаев опирается на данные из открытых источников, уже существующие планы и проекты. Дополнительные исследования он явно не проводил.
«Заявляемые цели трудно не поддержать, поскольку они декларируют, в целом, верные приоритеты по принципу «за все хорошее и против всего плохого». Не очень понятно насколько новые планы соотносятся с уже действующими городскими стратегиями и программами – в предложенном документе не упоминается о них», – подчеркнули эксперты.
Полицентричность
Само направление эксперты поддерживают, но удивляются, что в «Плане Досаева» нет чёткого принятия транспортно-ориентированного развития при планировании застройки. Хотя именно это должно быть основополагающим.
Предлагаемые новые центры Алматы будут способствовать расползанию города, а не компактности, считают эксперты.
«Их заявленная многофункциональность, сочетание промышленной экономической активности и благоприятной городской среды потребуют высокого качества разработки мастер-планов, зонирования, а также жестких регламентов их застройки. В Казахстане нет примеров такого планирования и важно не допустить ошибок, полагаясь на старые подходы и методы», – заявили эксперты, отметив, что без международных специалистов сделать это невозможно.
Общественный транспорт и дорожная безопасность
При общей протяжённости автодорог более 3000 км, строительство дополнительных 40 км «выделенок» ничтожно мало, считают эксперты. Это не поможет улучшить ситуацию с общественным транспортом.
Эксперты отметили важность развития BRT для связи новых центров и рекомендуют незамедлительно начать работу по строительству LRT и дальнейшего развития устойчивого вида трансопрта.
«Мы обращаем внимание на то, что в документе не обозначены ни целью, ни мерой (для улучшения экологии, например) такая важная задача как уменьшение трафика частного транспорта, например, путём развития платных парковок, зон с малыми выбросами или других ограничений. Также следует ставить более амбициозные цели по развитию городской сети велополос и велодорожек, чтобы обеспечить безопасную инфраструктуру для быстро растущего парка микромобильного транспорта (в текущей редакции – 60 км)», – подчеркнули эксперты.
В отношении дорожной безопасности, необходимо внедрять решительные меры и основывать их на комплексном подходе стандартов Vision Zero и ограничения скорости до 30 км/ч на городских улицах, добавили эксперты.
Заключение
«В целом, мы бы хотели отметить, что сведение широкой публичной и экспертной дискуссии о приоритетах развития крупнейшего города страны к очень ограниченному по времени сбору онлайн комментариев – ошибочный подход, который не позволяет по-настоящему вовлечь заинтересованные стороны и превращает диалог к одностороннему и непрозрачному процессу», – заключили эксперты.
Комментарии