В отчете о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности за 2021 год, АЗРК детально объясняет, почему граждане должны платить больше.

Рынок электроэнергии - какой он?

На оптовом рынке царит олигополия. Ее сформировали вертикально-интегрированные структуры - группы компаний «Самрук-Энерго», «Казахстанские коммунальные системы», «Центрально-Азиатская электроэнергетическая корпорация», «ERG». Они совмещают в себе энергоактивы по производству, транспортировке и розничной реализации электроэнергии. Суммарно доля 4 крупных игроков в общем объеме производства по Казахстану превышает 60%.

Розничный рынок электроэнергии тоже конкуренцией похвастать не может. Доля энергоснабжающих организаций (ЭСО), вертикально интегрированных с электросетевыми и (или) энергопроизводящими организациями, варьируются от 55-70% в Восточно-Казахстанской, Костанайской, Туркестанской областях и Нур-Султане до 90-100% в остальных регионах.

 Будущее - за свободной торговлей?

Перспективная модель рынка электроэнергии, по мнению Агентства, «в обязательном порядке должна предусматривать два уровня: оптовый и розничный рынки электроэнергии, функционирующие в условиях конкуренции».

На оптовом рынке нужна «оптимальная структура и расширение границ», благодаря чему произойдет «повышение уровня конкуренции посредством организации эффективной организованной торговли электроэнергией». Объёмы централизованных торгов электроэнергией планируется нарастить до 30%.

От ценового регулирования предлагается отказаться: из-за этого «отсутствует экономическая целесообразность в использовании централизованной торговли».

 Почему потребитель должен платить больше

Сейчас цены на электроэнергию сдерживаются. По Правилам ценообразования на общественно значимых рынках предусмотрено: если у электроэнергетической компании возникли убытки из-за разницы между расходами по покупке/передаче/распределению электроэнергии в согласованной предельной цене и фактической стоимости, эту предельную цену уполномоченный орган увеличит - на возникшую разницу. И возместит компании эти потери.

В АЗРК считают, что от такой схемы нужно избавляться через выравнивание дифференцированных тарифов до среднего уровня. Тогда местные бюджеты смогут сэкономить свыше 20 млрд тенге, а издержки малого и среднего бизнеса снизятся на более чем 31 млрд тенге.

Потребители будут платить больше. Насколько - не говорится. Для малообеспеченных категорий населения потребуется увеличить объем жилищной помощи: к нынешним 1 млрд тенге ежегодно, потребуется добавить 600 млн тенге в год.

Проводить отказ от дифференцированных тарифов предлагается постепенно, начав с пилотного режима в Костанайской, Западно-Казахстанской областях и Алматы.

Еще одним плюсом, по мнению АЗРК, станет возможность для граждан самим выбирать поставщика услуг и энергоснабжающую организацию. Для этого предлагается внедрить онлайн цифровую платформу (market place), где существующие ЭСО должны будут «предлагать свои условия на конкурентных началах, а потребителям иметь возможность сравнить предложения ЭСО, выбрав предпочтительные для себя условия ЭСО и заключить соответствующий договор с ЭСО».

Не оговаривается в предложениях АЗРК лишь один момент: как в условиях четко разделенного между вертикальными структурами рынка у потребителя появится выбор. И как долго придется потребителям платить больше, пока будет происходить (и если вообще произойдет) этот переход к конкуренции.