Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) опубликовало доклад о состоянии конкуренции на некоторых товарных рынках и мерах по ограничению монополистической деятельности. В документе представлен анализ рынка ипотечного жилищного кредитования за 2021, 2022 годы и первое полугодие 2023 года.

«Рынок ипотечного жилищного кредитования за анализируемый период характеризуется высокой концентрацией и недостаточным уровнем конкуренции. В течение этого времени Отбасы банк, Банк ЦентрКредит, Bereke Bank и Банк Фридом Финанс Казахстан демонстрировали стабильные позиции на рынке ипотечного кредитования в рамках государственных программ и занимали доминирующее положение. Отбасы банк также доминировал на рынке ипотечного кредитования вне государственных программ, обладая возможностью контролировать рынок и влиять на общие условия», – отметили в АЗРК.

Антимонопольщики планируют направить следующие рекомендации в Национальный банк, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, Министерство национальной экономики и Министерство финансов:

  1. Введение адресного субсидирования ипотечного займа с учетом социального статуса заемщика. 

«Субсидирование ипотеки должно быть направлено непосредственно заемщикам, минуя банки. Банки должны предлагать только рыночные ставки и конкурировать между собой. Это позволит работать рыночным механизмам и усилить конкуренцию на рынке ипотеки. В настоящее время выдаются льготные процентные ставки, когда у всех банков, участвующих в государственных программах, одинаковые условия. При этом конкуренция среди банков отсутствует», – отметили в АЗРК.

  1. Закрепление на законодательном уровне использования единовременных пенсионных выплат из ЕНПФ в качестве целевого депозита для улучшения жилищных условий на счетах банков второго уровня (БВУ). Это предоставит гражданам возможность накапливать деньги в любом банке на более выгодных условиях.

  2. Внесение поправок в Налоговый кодекс для снижения индивидуального подоходного налога для потребителей ипотечных займов в БВУ, применяя это снижение к сумме погашения процентов по жилищному займу из заработной платы.

  3. Введение механизма участия государства в первоначальном взносе — «сдвоенная ипотека». Государство выдает первый заем на первоначальный взнос лицу из социальной категории, а второй заем предоставляет БВУ на оставшуюся стоимость жилья. Государство «замораживает» выданный заем. Потребитель вносит полученный в кредит первоначальный взнос в коммерческий банк, где планирует взять ипотеку. Сначала он выплачивает ипотеку коммерческому банку, а затем возвращает государству сумму первоначального взноса. При этом ставка по займу на первоначальный взнос должна быть значительно ниже ставки коммерческого банка по ипотеке.

  4. Сокращение доли промежуточных и предварительных займов и вывод Отбасы банка из коммерческого сегмента данного рынка (вне государственных программ).

  5. Установление фиксированных цен на жилье в рамках государственных ипотечных программ.