Отбасы банк запустил информационную систему «Центр обеспечения жилищем» на портале orken.otbasybank.kz. С 9:00 утра 24 мая 2025 года казахстанцы смогут подать заявку и встать на учет в качестве нуждающихся в жилье. Для этого необходимо авторизоваться на сайте с помощью действующей ЭЦП.

При подаче заявки система автоматически проверит, соответствует ли претендент установленным условиям. Если он является совершеннолетним гражданином Казахстана и за последние пять лет у него и членов его семьи не было жилья на праве собственности, заявка будет принята, и гражданин будет включен в список нуждающихся. Постановка на учет — это государственная услуга, которая оказывается в течение одного рабочего дня. В случае, если к заявке прикреплены сканированные документы (например, подтверждение, что жилье признано аварийным), срок оказания услуги увеличивается до трех рабочих дней. Если заявка подана в выходной, ее рассмотрят в ближайший рабочий день.

Система проверит не только наличие недвижимости, но и семейное положение, статус, категорию нуждающегося, уровень дохода, наличие пособий, пенсий и других социальных выплат. Все эти данные будут использованы для формирования цифрового портрета заявителя и подбора наиболее подходящих мер господдержки. Для автоматической проверки информации банк интегрирован с 14 государственными базами данных.

После подачи заявки все члены семьи заявителя получат SMS с номера 1414 с запросом на согласие на сбор и обработку персональных данных. Необходимо подтвердить согласие, ответив на сообщение.

С 24 мая 2025 года подать заявку смогут совершеннолетние граждане Казахстана, не имеющие жилья в собственности в течение последних пяти лет, а также те, чье единственное жилье признано аварийным. Однако поддержка не означает автоматическое получение квартиры — она будет предоставляться в различных форматах: субсидии на арендную плату, арендное жилье от местных исполнительных органов, жилищные программы с минимальным первоначальным взносом и сниженной процентной ставкой — от 2% до 5% годовых. Также действуют программы «Наурыз» и «Наурыз жумыскер».

Основным критерием при распределении поддержки будет дата постановки на учет. При этом не менее 70% всего объема жилья будет выделено гражданам, имеющим первоочередное право — это ветераны, дети-сироты, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, инвалиды I и II группы, вдовы и вдовцы.

После 17 июня 2025 года все действующие базы данных о гражданах, стоящих на учете, будут переданы от акиматов в Отбасы банк. Это необходимо для завершения обработки ранее поданных заявлений. Банком также рекомендовано проверить актуальность данных на egov.kz — удостоверение личности, семейное положение, адрес регистрации, а также сведения, отраженные в базе kezekte.kz. При наличии ошибок следует обратиться в акимат для их корректировки.

Для подачи заявки потребуется зарегистрированный номер телефона в Базе мобильных граждан и действующая ЭЦП. Без этого невозможно будет получить уведомления и СМС-коды от контакт-центра 1414.

Отказ в постановке на учет возможен в следующих случаях:

  • если у заявителя или членов его семьи имеется или имелось жилье в собственности в последние пять лет;

  • если используется жилье из государственного фонда;

  • если ранее уже было получено и приватизировано жилье за счет государства;

  • если аварийное жилье находится в другом населенном пункте, отличном от места подачи заявки; если жилье было приобретено в рамках госпрограмм с использованием ипотечных займов.

Также отказ возможен при подаче недостоверных данных.

Списки граждан, состоящих на учете и получивших жилье с господдержкой за последние два года, будут публиковаться на официальном сайте Отбасы банка.