По действующему закону, дети-сироты имеют право на внеочередное получение жилья из государственного жилищного фонда. Этот принцип закреплён в статье 14 Закона «О правах ребёнка». Однако, по словам правозащитников, в новых Правилах постановки на жилищный учёт Министерства промышленности и строительства РК, понятие «дети-сироты», как отдельная категория, исключено.

«Теперь сироты будут ставиться в общую очередь, где их статус не даёт преимуществ. Фактически это отменяет действующую норму закона», — говорит руководитель фонда по защите прав детей-сирот ВКО Александра Исмаилова.

Она сама выпускница детского дома. Сейчас стоит в очереди на жильё на 1019-м месте. Но раньше, по составу семьи, перед ней на трёхкомнатную квартиру было всего 13 человек. Теперь же, с объединением всех очередей — сирот, многодетных, инвалидов — в одну, её место может «утонуть» в общем списке.

«Теперь вся система обнуляется, и никто не может объяснить, каким образом будет происходить перерасчёт. А ведь многие из нас десятилетиями ждали и надеялись. Речь идёт не о бумажной перестановке. Это — вопрос жизни. У сирот нет родителей, нет подушки безопасности, нет даже постоянной прописки. Если исчезнет наш приоритет — это откровенное ущемление прав», — заявляет Исмаилова.

В Министерстве промышленности и строительства уже отреагировали на резонанс и пообещали, что приоритет сирот сохранится. Но механизмов пока не представили.

«На сегодня в соответствии с действующим законодательством дети-сироты имеют право на первоочередное получения жилья из государственного жилищного фонда. Им предоставляется 20% от общего объема жилищ. 22 ноября 2024 года Главой государства подписан Закон РК „О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики“. Закон вступит в силу с 24 мая текущего года. В соответствии с принятым законом предусмотрено предоставление восьмерым категориям, в том числе детям-сиротам, первоочередного права с предоставлением им не менее 70% арендного и кредитного жилья», — рассказали в ведомстве.

У активистов — всё больше вопросов: если объединяют очереди, как это технически отразится на позициях в списке? Кто и как будет учитывать приоритет в новых условиях?

«Формально мы становимся совершеннолетними — и автоматически перестаём быть „детьми-сиротами“. Но по сути — наша уязвимость только усиливается. Мы снимаем квартиры, платим аренду, отдавая порой почти всю зарплату, растим детей — и остаёмся без поддержки. И в отличие от всех других льготных категорий у нас нет никаких пособий, более того, у нас нет родных, кто мог бы как-то помочь», — делится Исмаилова.

Общественники уже направили официальное обращение к депутатам с конкретными предложениями:

– учитывать при выкупе жилья уже уплаченные арендные суммы;
– снизить выкупную цену ниже рыночной;
– сохранить жильё за сиротой даже в случае покупки другой недвижимости;
– включить выпускников детдомов в программы грантов и самозанятости.

«Мы не требуем невозможного. Мы просим элементарную социальную справедливость. И если государство говорит, что заботится о сиротах — это должно выражаться не в лозунгах, а в реальных механизмах», — подчёркивает Исмаилова.

Вопрос остро стоит именно сейчас — пока приказ не начал действовать. Общественники надеются: их услышат до того, как сотни сирот окончательно потеряют шанс на свой угол. Поэтому они создали онлайн-группу, в котором уже более 300 выпускников детских домов со всего Казахстана. В Усть-Каменогорске на следующей неделе фонд по защите прав детей-сирот организует пресс-конференцию. А власти областного центра пообещали привлечь к мероприятию представителей Отбасы-банка, чтобы уже получить какие-то конкретные разъяснения по новой очередности на жильё.